#legal_support ДЛЯ ФОТОГРАФА

Привет, друзья! Запускаем новую рубрику #legal_support. Будем брать интервью у представителей различных профессий и рассказывать о проблемах, с которыми они сталкивались в своей профессиональной деятельности, их решениях и ситуациях, в которых без юридической поддержки не обойтись. Это будет информативно, реально и, надеемся, для вас полезно.

Сегодня героем нашей статьи будет профессиональный фотограф из Киева Максим Белоусов.

23632092_10213423197628601_4005930900028
Автор снимка Алёна Антонова

– Максим, давайте знакомиться!

“Здравствуйте! Итак, я профессиональный фотограф, занимаюсь фотосъемкой  уже более 15 лет. Любимые жанры: портрет, обнаженная натура, съемка экспозиции художественных выставок”.

– Максим, скажите, нужен ли фотографу юрист? Какие юридические вопросы у Вас возникали?

 Юрист фотографу может пригодится в первую очередь при возникновении вопросов с нарушением авторских прав. В Украине, увы, слишком часто происходит публикация изображений без разрешения, а иногда и без уведомления автора, не говоря уже о соответствующем гонораре. У меня возникали вопросы с неправомерным использованием моих изображений, но на данный момент я считал для себя более приемлемым не связываться или же потребовать хотя бы подписать мое фото правильно».

Что должен знать фотограф об авторском праве?

Если вы фотограф, не важно – любитель или профессионал, важным аспектом вашей деятельности будут такие понятия как “авторское право на фото”, “право на съемку”, “кража фото”, “защита прав лица, изображенного на фото”… Эти и другие вопросы, появляющиеся на пути творческого человека необходимо выяснить для себя раз и навсегда чтобы избежать неприятных ситуаций в будущем.

Итак, объекты творчества фотографа, как любая собственность могут быть подвергнуты ущемлению, краже, а также могут повлечь за собой претензии со стороны тех людей, которые изображены на ваших фото.

С какого момента наступает право собственности на фото?

Украинским законодательством, а именно ст. 433 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК Украины) установлено, что фотографии в Украине отнесены к объектам авторского права. Авторское право на фотографии возникает у автора с момента их создания и не требует регистрации, нанесения какой-либо предупредительной надписи или совершения других формальностей. Применительно к фотографам – сразу после нажатия на кнопку камеры. Права полноценны независимо от ценности конечного произведения, его завершенности и материального выражения. Т.е. пленочный негатив, отпечатанное фото или коллаж равноценны перед законом. Также, как и ненамеренно размытое изображение, неудачные кадры, и просто фотографии, качество которых не соответсвует ожиданиям и требованиям фотографа или третьих лиц. Наряду с полноценными шедеврами, неудачное фото охраняется законом.

Юридическая защита фотографии
Автор снимка Сергея Нигояна Максим Белоусов
Я передал фото, что стало с моими правами?

Авторские права на произведение включают в себя имущественные и личные неимущественные права. Личные неимущественные права автора включают в себя такие права, как:

  • право автора на имя;
  • признание того или иного человека творцом, то есть признание самого права авторства;
  • право на неприкосновенность произведения и сохранения его целостности и другие.

       Статья 440 ГК Украины регламентирует, что имущественными правами интеллектуальной собственности являются: право на использование произведения; исключительное право на использование произведения; право препятствовать неправомерному использованию произведения, в том числе запрещать такое использование.

Так вот, личные неимущественные права никуда не деваются — они нерушимые. Их нельзя передать, продать, одним словом, отчуждать, они остаются с автором. Исключение составляют случаи, когда ограничение авторского права предусмотрено законом, например, в судебном процессе по восстановлению справедливости касательно автора или третьих лиц.

Неимущественные права можно сравнить с родительством. Даже когда ребенок вырос и живет отдельно, вы не перестаете быть его родителем. Так и с фото — именно это изображение навсегда остается вашей интеллектуальной собственностью.

Что это значит на практике? Автор может требовать:
  • указания надлежащим образом своего имени на произведении и его экземплярах при любом публичном использовании произведения, если это практически возможно;
  • запрещать во время публичного использования произведения упоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимом;
  • выбирать псевдоним;
  • требовать указания псевдонима вместо настоящего имени автора на произведении и его экземплярах и во время любого его публичного использования.

Также, вы, как автор, можете препятствовать внесению любых изменений, не согласованных с вами (ст. 438 ГК Украины).

Например, вы сделали фото для девушки, обработали и отдали готовое изображение. Перед тем, как выложить фото в Instagram, девушка самостоятельно наложила на него фильтр, потому что так «красивее». Вы, как автор, можете хмыкнуть и махнуть рукой, а можете обязать ее вернуть изображению первоначальный вид и не нарушать ваших авторских прав.

Все эти вопросы можно проговорить устно, а можно урегулировать письменно. Кроме того, если в фотосессии участвуют модели, с ними желательно подписывать релиз – соглашение между моделью и фотографом, дающее право фотографу на публикацию, продажи, распространение фотографий, на которых изображена модель. 

Юридическая защита фотографии
Автор снимка Максим Белоусов

 – Максим, всегда ли вы подписываете релиз с моделями? А договор? В каких случаях и когда только релиза недостаточно?

 «С моделями на данный момент я подписываю релиз только в случае дальнейшего коммерческого использования их изображений. Договор требуется в случае условий, для которых релиза недостаточно – например, когда от модели требуется неразглашение определенной информации».

То есть, для более важных заказов желательно подписывать договор.

 – А есть ли у Вас договоры для работы с моделями?

«В основном у меня есть такие договоры – это передача прав на использование их образов. С заказчиками я также подписываю договоры, так как у меня есть свидетельство частного предпринимателя».

В таких договорах прописываются права и обязанности всех участников мероприятия (фотосессии). Имущественные права (все или отдельные) переходят к заказчику, который платит за услугу. Неимущественные — остаются при авторе. 

Но передача имущественных прав – это медаль с двух сторон. Передав ВСЕ права на фото (сомневаемся, что кто-то из фотографов так делает), вы лишаетесь прав без согласования с заказчиком использовать эти изображения.

Поэтому стоит заключать договор, в котором будет прописано, как именно могут использоваться фотографии заказчиком (для семейного альбома, для рекламы на бордах и тд.), а как — автором. Например, вы можете указать, что вы не хотите, чтобы ваши свадебные фото использовались в портфолио автора.

Стоит отметить, что существуют также особенности использования фотографий, на которых изображены объекты архитектуры, художественного, декоративного искусства и другие объекты интеллектуальной собственности. Права на них могут принадлежать третьим лицам и также охраняться законом. В таком случае фотограф должен будет получить разрешение перед использованием фотографии публично или в коммерческих целях.

Использование работ фотографа и оплата его труда

Максим, скажите пожалуйста, у Вас были ситуации, когда заказчик не заплатил за работу? Что вы делали в такой ситуации?

 «Было несколько ситуаций при устной договоренности. Увы, такое иногда происходит и не только в нашей стране. Пару раз мне удавалось вернуть деньги, но были случаи, когда мне приходилось обращаться за помощью к знакомым этих людей, чтобы оказать на них дополнительное влияние. Такие случаи научили меня никогда не отдавать фото до получения денег – даже “ой, ну просто горит – мы тебе честно потом заплатим!” – даже превью я стал присылать с вотермаками, потому что в настоящее время многим достаточно небольшого размера для Facebook и они просто могут взять превьюшки, чтобы потом их спокойно постить и не заплатить фотографу».

Фотографии могут использоваться без согласия автора и других лиц, и безвозмездно в качестве иллюстрации в учебном процессе. При этом материал должен обязательно содержать указание имени (псевдонима) автора и ссылку на источник, с которого было взято изображение (ст. 444 ГК Украины). Второй вариант использования — в судебном или административном деле.

Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» дополняет этот перечень. Без прямого согласия автора можно использовать его фотографии для воспроизведения в прессе, в каталогах и буклетах предприятий (без коммерческого использования этих изданий, т.е. только как раздаточный материал на презентации), для освещения текущих событий посредством фотографии. При этом, разумеется, обязательным остается указание автора и источника.

С другой стороны, фотограф может заранее специально ограничить права подобного использования, указав, что данное фото запрещено к распространению любым способом. И даже указание фамилии автора не поможет. Нельзя — и точка. 

Можно разрешить использовать частично. Например, без разрешения перепостить к себе в блог со ссылкой можно, на форум или новостной ресурс — нельзя. И так далее. Главное — сделать это заранее, например, создав соответствующее примечание на своем сайте/странице в соцсети.

27747886_564706803896420_565703250688022

Максим, а возникали ли у вас споры с моделями из-за публикации работ с ними? Каким образом вы их решали?

   «Был один из моментов, когда я не успел оформить разрешение, а модель, это был парень – он дал устное разрешение для публикации в журнале, потом узнал, что это изображение потом также было выставлено на выставке и это его расстроило. К счастью, хватило моих извинений».

Самому фотографу тоже не стоит забывать о получении разрешений. Имеется в виду релиз и договор, о которых речь шла выше. Ведь фотограф может получить предложение по использованию фотографии в рекламе, а без разрешения модели реализовать законно снимок будет невозможно. Разрешение нужно в независимости от того, фотографируется известное, публичное лицо, или никому не известный человек. Из этого правила есть ряд исключений:

  1. Лицо фотографировалось за плату.
  2. Лицо попало в кадр при фотографировании на публичных мероприятиях, и в дальнейшем фотография будет использована как пресс-информация для освещения текущих политических, социальных, культурных событий.
  3. Снимок используется для защиты интересов этого лица, а также других лиц.

Роялти – авторское вознаграждение

Автор снимка Максим Белоусов

Роялти – это любой платеж, полученный как вознаграждение за использование или предоставление права на использование объекта права интеллектуальной собственности, в частности, фото и других произведений литературы, искусства и науки.

Но не все так просто, как кажется. Роялти не совсем однозначное понятие. Дело в том, что авторское вознаграждение может осуществляться в двух формах:

  • может быть в форме единоразового (паушального) платежа;
  • а может быть вознаграждение за каждый проданный экземпляр или каждое использование произведения (фото). В понимании «авторского» законодательства это и считается роялти.

В подходе к пониманию роялти с “налоговой колокольни”, ситуация несколько иная, есть некоторые нюансы при его налогообложении. Для целей налогового и бухгалтерского учета характер платежей (разовый, периодический) за использование объекта интеллектуальной собственности значения не имеет. Это общее правило. НО, например, вознаграждение за приобретение копий объекта интеллектуальной собственности для использования конечным пользователем по функциональному назначению не будет считаться роялти. Здесь нужно рассматривать каждую ситуацию отдельно.

И что важно, роялти возникает, если объект интеллектуальной собственности получен именно в пользование, а не в собственность, например, при купле-продаже.

Способы защиты авторских прав на фото

Каждый снимок уникален, независимо от его качества и тематики, охраняется законом об авторских правах наравне с известными произведениями искусства. Понятно, что регистрация фотографом своих снимков для защиты авторского права нецелесообразна и не решит проблему массового копирования и распространения чужих фото в интернете.

Максим, а какие способы защиты от копирования/краж фото используете Вы?

«Раньше ставил вотермарки, но теперь отказался от такой практики. Время от времени проверяю свои фото и их правильную атрибуцию, если они были взяты без моего разрешения».

Каким образом Вы можете доказать свое авторство?

«Обычно я могу доказать это наличием исходников и прописанным в них авторством. Помимо всего я могу предоставить серию фотографий, из которой может быть украдена только одна, и, соответственно, у другого человека этой серии не будет. К примеру, самое известное мое фото Сергея Нигояна – у меня есть 5 фотографий в серии, а публиковалось без разрешения только одно. Но так как это неоднозначная ситуация – я решил не требовать никаких компенсаций, так как все с этой фотографией произошло достаточно стихийно. Тем не менее, это фото передано в Музей Майдана и меня всегда теперь подписывают при использовании, также оно было показано в книге «Парень с пианино» польского культуролога Евы Сулек».

Вместо итога несколько рекомендаций для защиты авторского права на фото.​​​

Защитить себя и своих клиентов несложно, главное – соблюдать простые правила. 

  1. Не ленитесь и не пренебрегайте письменной формой договоренностей. Договоры, релизы – будут доказательством вашего авторства, кроме того, сделают отношения с клиентами прозрачными и понятными. Например, если лицо не подписало письменный документ, в котором выразило согласие на использование в той или иной форме его изображение (иными словами – согласия нет), то значит, имеет все права требовать прекращения использования изображения. Наличие даже простого шаблонного договора с указанием возможных случаев использования работ будет лучше чем ничего.
  2. При публикации фотографий используйте международный знак охраны авторских прав — копирайт (©), который проставляется на оригинале и каждом экземпляре произведения. 
  3. Публикуйте и распространяйте фотографии не в полном размере, а обрезав ее часть. Дело в том, что оригинал цифровой фотографии и ее последующие копии невозможно отличить друг от друга. Так остается возможность отличить копию от оригинала и доказать свое авторство, а фото-исходник будет служить вашим доказательством.
  4. Всегда сохранять исходные фотографии. Нарушителю будет тяжело объяснить тот факт, что у него будет один формат, а у оппонента имеется исходный файл в другом формате.

Написати нам

    (pdf, doc, docx, rtf, ppt, pptx)

    Я ознайомився/лась та погоджуюсь з умовами Політики Конфіденційності Olans Group