ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКОМ И ИСПОЛНИТЕМ: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ ИСПОЛНИТЕЛЯ

Одним из ключевых моментов деловых отношений между заказчиком и исполнителем является подписание договора. Залогом эффективного дальнейшего сотрудничества между ними будет оформление отношений таким договором, в котором будут максимально учтены интересы каждой из сторон. Но, так уж сложилось, что на практике одна сторона всегда в меньших правах по сравнению с другой. И, как правило, такой стороной является исполнитель. Причиной этого является то, что заказчик диктует свои правила и требования к выполнению работы или оказания услуги. Исполнитель же, в свою очередь, пытаясь продать свой труд, иногда закрывает глаза на те или иные моменты в договоре или идет на компромисс с заказчиком. В результате это приводит к тому, что защитить свои права исполнителю сложно или невозможно.

Чтобы минимизировать риски остаться в невыигрышном положении, разберемся с наиболее распространенными ошибками, которые допускают исполнители при заключении договора с заказчиком.

1.Нет четкого определения предмета договора.

Неопределенность и расплывчатость договорных формулировок в предмете договора — главный риск возникновения конфликта между сторонами относительно исхода выполнения работ или оказания услуг. Не стоит использовать общие формулировки как, например, «исполнитель разрабатывает для заказчика сайт». В таком случае, при приеме результата работ, заказчик вправе предъявлять требования на доработку. Поэтому этот раздел договора должен содержать максимально четкое описание товара / работы / услуги и тому подобное. Иными словами, у исполнителя и заказчика должно быть единое понимание и представление конечного результата.

Рекомендуем также дополнительно готовить так называемое техническое задание, которое оформляется приложением к договору. Этот документ содержит основные требования к предмету договора, устанавливает технические, качественные и другие характеристики товара, работы или услуги.

2. Договор фактически не подписан.

Ни в коем случае нельзя вестись на предложения заказчика подписать договор после фактического начала выполнения заказа. Ведь, с юридической точки зрения, неподписанный договор означает отсутствие договора как такового. Тот факт, что договор был направлен по электронной почте, но неподписанный (даже в отсканированном виде) не будет принят судом. Ссылка на такой документ, как на основание возникновения соответствующих прав и обязанностей сторон является безосновательным. Не стоит такие действия путать с понятием «электронного договора» в понимании Закона Украины «Об электронной коммерции». Об условиях, при которых электронный договор будет считаться совершенной в надлежащей форме вы можете почитать в одном из наших материалов по этой ссылке.

3. Неопределенный порядок приема-передачи работ / услуг.

Важным есть то, что подписание акта приема-передачи позволяет использовать его для подтверждения факта как предоставления услуг, так и выполнения работ. Однако, одного только формулировки в договоре об обязанности сторон о подписании акта приема-передачи недостаточно для гарантии получить вознаграждение за выполненную работу. Для того, чтобы исполнитель не попал в беспомощное положение, условия договора о порядке приема-передачи имеют буди конкретизированными, в частности, ключевыми вопросами являются:

— кто обязан составить акт;

— в какой срок;

— каким образом он соглашается сторонами;

— каков порядок подписания;

— что делать, если сторона уклоняется от подписания или составления;

— считать акт подписанным, а услуги такими, которые предоставлены надлежащим образом,     если в течение указанного периода исполнитель не получил подписанный заказчиком экземпляр акта.

4. Не закреплена обязанность заказчика предоставлять информацию или документы.

Для качественного выполнения задания заказчика, исполнителю нужна определенная исходная информация. Задержка в предоставлении которой влечет просрочку со стороны исполнителя. Если не прописать в договоре обязанность заказчика предоставить конкретную информацию, то ссылки на невыполнение заказчиком такой обязанности, как причину нарушения сроков исполнения обязательства будет невозможно.

5. Пренебрежение собранием доказательств фактического приема-передачи работ / услуг.

Бывают случаи, когда заказчик просто игнорирует акты от исполнителя, а затем, задерживается выплата обусловленного вознаграждения по договору. Именно поэтому акты следует направлять на указанный в договоре адрес заказчика почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Кроме того, в течение всего сотрудничества нужно позаботиться о том, чтобы у исполнителя сохранилось как можно больше переписок с заказчиком. Доказательствами также послужат фото-отчеты, бухгалтерские отчеты о потраченных средствах и тому подобное. Чем больше письменных доказательств будет в исполнителя, тем больше шансов на взыскание стоимости услуг в судебном порядке. Переписка по электронной почте и направление результата работ по электронной почте редко признаются судом надлежащим исполнением обязательств по договору, но лишними точно не будут.

Выводы:

Как видим, соблюдение общих правил оформления договоров, которые можно найти в законодательных актах не всегда достаточно для надлежащей защиты ваших прав. Нужно учитывать жизненные ситуации с уже составленной практики и индивидуально подходить к разработке каждого нового документа. Поэтому, тщательный анализ условий, вычитка и согласование договора с другой стороной могут сыграть решающую роль при защите ваших прав и интересов, а также сократит ваши убытки в случае нарушения обязательств контрагентом.

Задать вопрос/заказать услугу

  • facebook-olans
  • instagram-olans
  • youtube-olans

+38 (096) 460 92 98,
+38 (063) 518 17 52

info@olans.com.ua 

ул. Обсерваторная, 21 а,

Киев, 04053, Украина

WE MAKE YOUR AMBITIONS WORK

Olans Group © 2015-2019 Размещение материалов сайта на сторонних ресурсах разрешено только при наличии прямой ссылки на материал.