С каждым годом виртуальная реальность (или VR) приобретает все большую популярность, не отступая от развития информационных технологий в целом. Уже сегодня VR используют в образовании, военной промышленности, рынке недвижимости, сфере продаж, а также игровой индустрии.
Сегодня мы разберемся и выясним, из чего состоит виртуальная реальность и, главное, что с точки зрения интеллектуальной собственности можно защитить в VR.
Возникает вопрос, для чего и от кого нужно защищать объекты, используемые в VR?
Любая компьютерная программа, в том числе в VR – сложный объект интеллектуальной собственности. И для обеспечения превентивных мер и изъятия наибольшей выгоды из своего, например, стартапа, разработчикам следует принять надлежащие меры в построении стратегии защиты своих прав на такую программу и ее составляющие.
Что подразумевается под “составляющими”?
В компьютерной программе, в частности и в VR-приложении, можно выделить несколько объектов, права на которые можно зарегистрировать. Это исходный код программы, графика, музыка, сценарий (если это компьютерная игра), персонажи и так далее. Все эти объекты могут охраняться интеллектуальными правами. Разберемся, какие права есть у разработчиков программного обеспечения и как их защитить.
Во многих странах компьютерные программы охраняются с помощью авторского права. Важнейшим преимуществом охраны с помощью авторского права является ее простота. Авторско-правовая охрана не зависит от каких-либо формальных процедур, таких как регистрация или сдача на хранение копий в 151 стране-участнице Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Это означает, что международная авторско-правовая охрана является автоматической – она начинается с момента создания произведения. Кроме того, владелец авторского права пользуется относительно длительной охраной, которая, как правило, продолжается в течение жизни автора плюс 50 лет или в некоторых странах 70 лет после смерти автора.
В частности, в украинском законодательстве говорится о том, что компьютерные программы защищаются как литературные произведения. В связи с этим, регистрация авторского права на программный код по существу не представляет какой-то ценности (потому что защищается только внешняя форма и форма воплощения, а не суть программы и принципы ее действия). Но другие части программы (рассмотрим ниже, какие именно) могут быть также зарегистрированы в качестве товарных знаков, защищаться авторским правом или быть запатентованы как промышленные образцы. Теперь более детально.
1. Авторские права
Авторскими правами могут быть защищены:
- Исходный код и алгоритмы программы. Однако, как уже говорили, защита авторских прав распространяется только на текст кода и не распространяется на принципы, методы, процессы или процедуры, которые используются в программе. Таким образом, если кто-то изменит оформление кода вашей программы, не изменяя его сути, то он получит совершенно новый объект, уже незащищенный вашими авторскими правами. Кроме исходного кода, можно отдельно выделить алгоритмы и формулы, которые будут защищаться тем же принципом.
- Графические элементы, например, персонаж в компьютерной игре (в юридической литературе под персонажем чаще всего понимают наименование, образ или внешний вид вымышленного героя литературного или аудиовизуального произведения). Персонажи могут быть не только в компьютерных играх, но и в других программах. Кроме того, это может любое другое изображение, которое используется в программе и имеет отчетливые признаки.
- Тексты внутри программы (например, правила, указания героям или диалоги в игре).
- Сценарий игры (в данном случае защищается не идея сценария, а его содержание. И весь вопрос в том – насколько существенно вы измените это содержание. В зависимости от этого и будет решаться вопрос о плагиате).
- Саундтреки (в том случае, если вы самостоятельно их создаете).
- Шрифты.
- Другое (перечень не исчерпывающий).
2. Торговые марки
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы:
- Название программы, название компании либо же имя разработчика.
- Изображения персонажей. Название и персонаж является наиболее узнаваемыми для широкой публики элементами, поэтому его несанкционированное использование может обернуться успехом и выгодой для других. Считается, что критериями, которые наилучшим образом идентифицируют персонажа являются:
- оригинальное имя, внешность персонажа, черты характера;
- единство визуального изображения и художественного описания (образ, черты характера, манеры поведения) в сознании определенного круга лиц.
- Названия игровых миров, других важных элементов программы.
- Изображения оригинальных элементов и т.д.
3. Промышленная собственность
Интерфейс игры или его части могут быть запатентованы в качестве промышленных образцов (охраняется внешний вид).
Выводы:
Авторское право хорошо тем, что для возникновения прав не требуется регистрация в государственных органах (они действуют с момента создания). Но в случае возникновения спорной ситуации, вам нужно будет доказать авторство или права на конкретный объект и что использование этого элемента программы не является нарушением прав других лиц. Такими доказательствами могут стать договоры, касающиеся прав автора на произведение и фиксирующих передачу имущественных прав на произведение и право использования произведения. К таким договорам обязательно нужно готовить акты приема-передачи. Но все же, дополнительные регистрации и патенты создают для разработчика больше вариантов давления на конкурента. Но если речь идет о торговой марке, то ее надо регистрировать, так как защищаться будет этот объект с даты подачи заявки на регистрацию.
Если же в программе вы используете объекты, которые принадлежат третьим лицам, то для их использования в бизнес-целях необходимо заключить с правообладателем лицензионный договор или принять другие меры, которые позволяют законное использование такого объекта.