ТОП-5 ПРИЧИН РАСПАДА СТАРТАПОВ

Около 90 % стартапов не достигают успеха, заканчивая ничем. Неприятная статистика, особенно для тех, кто планирует открыть свой собственный проект. Для того, чтобы не войти в это большинство, мало идеи, которая, на ваш взгляд, захватит мир. Нужно анализировать, трезво оценивать ситуацию на рынке, с умом подходить к инвестициям, быть лидером в команде, а не просто начальником, а также иметь еще много бизнес-навыков. 

 

Обычно все зависит от конкретного проекта или ситуации на рынке. Причины неудач могут быть совершенно разными. Но мы подобрали и опишем 5 наиболее частых причин провала проекта.

Причина №1. Партнеры не договорились

Банальная, на первый взгляд, причина. Но львиная доля стартапов распадается именно из-за этого.

 

Почему так происходит?

 

Дело в том, что большинство людей рассматривают хорошее партнерство чисто с функциональной точки зрения: например, я умею мастерить, а ты легко налаживаешь коммуникацию с людьми, значит у нас все получится. Но достаточно ли хорошо вы знаете друг друга до того, как создать совместный стартап? Потому что, когда возникает конфликт (а он неизбежно возникает), у вас должно быть что-то общее помимо стартапа, чтобы выйти из него с логическим решением, а не обидой и отказом идти на компромисс. 

 

В партнерских отношениях нужно выделить еще один важный момент - распределение долей. Практика показывает, что распределение поровну, то есть 50 на 50 - не лучший вариант. Нередки случаи, когда между участниками с равными долями возникают конфликты и трения — кому-то кажется, что работает он больше, а прибыль почему-то делят поровну. Кроме того, принимать любые спорные решения в бизнесе на равных долях практически невозможно, потому что голос “против” всегда блокирует сделки.

Чтобы минимизировать риски попадания в подобную ситуацию, рекомендуем составить максимально подробное партнерское соглашение и прописать в нем условия таких отношений, указать заранее - кто и что будет делать во всех неприятных ситуациях, которые могут произойти. Не игнорируйте этот пункт на старте.

 

Распределяйте доли в стартапе пропорционально заслугам и усилиям каждого соучредителя. Не бойтесь при этом потерять или получить большую часть. Помните: чем больше доля, тем больше ответственность.

Причина №2. Невостребованность продукта на рынке

К сожалению, не все стартапы изучают спрос рынка. Очень часто проект занимается решением проблем, которые интересны основателям. Для развития стартапа на вопрос/проблему, которую решает ваш проект, нужно смотреть глазами потребителя, иначе проект исчерпывает себя. Узнайте, что нужно пользователю, чего он ждет от продукта и каким  он хочет его видеть. Помните, инновационный - не значит нужный

Не на последнем месте стоит также вопрос изучения конкурентов. Их недооценка очень часто приводит к печальным последствиям. Как бы ни сложно было это осознавать, но такая же идея могла прийти в голову и кому-то другому. У конкурентов тоже можно поучиться. Не зря говорят, предупрежден - значит вооружен.

 

Общайтесь с потенциальными клиентами, исследуйте отзывы, реагируйте на замечания, изучайте потребности пользователя, совершенствуйте продукт. 

Причина №3. Неправильно подобранная команда

Вам нужно понимать, что люди, с которыми вы хотите развивать проект, не могут быть просто номинальными участниками, автоматически выполняющими свои функции. Команду должно объединять нечто большее, чем офис или название проекта. Да, квалифицированные специалисты это хорошо, но и другие человеческие качества не помешают в будущем бизнесе. Формируйте команду из людей, которые умело сочетают в себе как Soft skills (социальные навыки: умение убеждать, подход к людям, лидерство, ведение переговоров, работа в команде, эрудированность, креативность), так и Нard skills (профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить). Иначе, как и в случае с учредителями, возможный конфликт закончится тем, что проект останется, например, без СТО в самый неподходящий момент. Страсть команды, ее компетенция, увлеченность проектом и общая цель способны вытянуть даже безнадежные проекты. И наоборот, неправильная команда погубит бизнес, даже если продукт отличный.

Нужно отметить, что оценивая привлекательность стартапа, опытный инвестор смотрит на жизнеспособность команды. Он никогда не вложится в бизнес, если обнаружит, что:

  • у совладельцев разные цели и амбиции;

  • среди владельцев есть тот, кому безразлична концепция бизнеса;

  • проект развивается, а подходы к управлению не меняются;

  • CEO игнорирует рутинные процессы.

 

При этом всем, нет какой-то четкой формулы: нужно столько-то людей такого-то типа и такой-то профессии. Каждый проект уникален. 

Кстати, Марк Цукерберг говорил: «Самая важная вещь, которую должен создать предприниматель, это хорошая команда. Именно на ее создание я и трачу все свое время».

 

Подбирайте команду взвешенно.

Причина №4. Недооценка маркетинга

Еще один фактор, который часто недооценивается проектами. Многие фаундеры считают, что маркетинг - это только продвижение продукта, грубо говоря, реклама. И потому начинают заниматься этим вопросом на более поздних этапах, когда продукт уже создан. На самом деле, маркетинг стартапу нужен изначально. Особенно если создается абсолютно инновационное решение, не имеющее аналогов на рынке.

К сожалению, основатели крайне редко проверяют свои идеи на жизнеспособность. Точнее, проверяют, но делают это неверно - показывают проект знакомым, интересуются мнением первого встречного и так далее. Но нельзя проверить проект на тех, кто не является его аудиторией. К тому же, при общении с вами знакомые люди, скорее всего, будут хвалить и поддерживать вас, даже если не понимают продукт и не видят его ценности. Для того, чтобы создать продукт, который "взлетит", нужен customer development, один из элементов маркетинга. Он помогает выявить инсайты клиентов, их боли, радости и задачи, чтобы построить на них не только коммуникацию с ними, но и сам продукт.

Имея результаты customer development, анализа конкурентов, ситуации и трендов на рынке, можно значительно увеличить свои шансы на успех и уберечь команду от лишних движений и разочарований.

 

Составить стратегию выхода на рынок, выбрать приоритетные каналы коммуникаций, спланировать роадмап по доработкам продукта, исходя из потребностей клиентов, распределить бюджет и помочь с ценообразованием - все это тоже задачи маркетинга.

 

Реклама, стратегия выхода на рынок, каналы коммуникаций - используйте все инструменты маркетинга.

Причина №5. Неправильное распределение финансов

Одной из самых серьезных задач для стартапов оказывается формирование бюджета и поиск соответствующих средств. На что потратить деньги, чтобы это в итоге принесло пользу делу? Тут можно выделить несколько подпричин, которые могут помешать вашему стартапу добиться успеха. Главные из них - недостаток инвестиций, нерациональное использование финресурсов и отсутствие выручки на ранних этапах. Инвесторы тщательно взвешивают потенциал как проекта, так и команды. Получить от них деньги — непростая задача. Поэтому, чтобы заинтересовать инвесторов, нужно подать проект понятно и финансово привлекательно. Нужно выбрать свою целевую аудиторию инвесторов, изучить, какие критерии важны для них.

Допустим, вы получили желанные инвестиции, и тут стоит задача вложить средства с максимальной пользой для проекта. Деньги имеют свойство заканчиваться и требуют рассудительного к себе отношения. Наша рекомендация - сосредоточьте главные расходы на выводе продукта на рынок. Офис в центре города с дорогой мебелью и корпоративные чашки с футболками подождут.

 

Грамотное распределение финансов - необходимое условие успеха.

 

Сделать успешный стартап действительно сложно. Но все же свои шансы можно значительно повысить, если применять простые правила и действовать с умом.

Надеемся, этот материал поможет вам по-другому посмотреть на ваш проект и сделать все, чтобы никогда не ощутить на себе хоть одну из рассмотренных причин.

 

PS: Чтобы расширить свой кругозор на эту тему, рекомендуем для прочтения следующие книги:

  • The Mom Test: How to talk to customers & learn if your business is a good idea when everyone is lying to you;

  •  The Lean Startup by Eric Ries;

  •  The Hard Thing About Hard Things by Ben Horowitz.

Хотите пообщаться по юридическим вопросам вашего стартапа? Напишите нам!

  • facebook-olans
  • instagram-olans
  • youtube-olans

+38 (096) 460 92 98,
+38 (063) 518 17 52

info@olans.com.ua 

ул. Обсерваторная, 21 а,

Киев, 04053, Украина

WE MAKE YOUR AMBITIONS WORK

Olans Group © 2015-2019 Размещение материалов сайта на сторонних ресурсах разрешено только при наличии прямой ссылки на материал.