ЛЕГИТИМНА ЛИ НАЛОГОВАЯ МИЛИЦИЯ?

Начало 2017 года в сфере контролирующих органов для Украины ознаменовался новостью, которая получила широкую огласку — налоговая милиция с 1 января 2017 года находится вне закона.

Дело в том, что Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» от 21.12.2016, № 1797-VIII предполагалось исключить раздел из Налогового кодекса Украины (далее НК Украины), который определял статус налоговой милиции. Однако это не означало, что финансовые преступления некому будет расследовать. Этим же законом в переходных положениях предполагалось, что налоговая милиция ликвидируется «со дня вступления в силу закона, который определяет правовые основы организации и деятельности центрального органа исполнительной власти, на который возлагается обязанность обеспечения предотвращения, выявления, пресечения, расследования и раскрытия уголовных преступлений, объектом которых являются финансовые интересы государства и / или местного самоуправления, отнесенные к его подследственности в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Украины, и других лиц, с которым этот орган взаимодействует». Иными словами, с момента создания нового профильного органа, ответственного за налоговые преступления.

Как это часто бывает, случилось так, как хотелось. В Законе № 1797-VIII положения о ликвидации налоговой милиции (исключение соответствующего раздела с НК Украины) было под номером 134. Вместе с тем, в переходных положениях этого закона, где должно были быть оговорки относительно вступления в силу его норм и, в частности, положения о ликвидации только с определенного момента, пункта 134 нет. Следовательно, его отсутствие в перечне исключений означает, что пункт 134 Закона № 1797-VIII «Раздел XVIII2 исключить» вступает в силу вступает в силу с 1 января 2017 года. Это означает, что на сегодня нет правовых оснований для деятельности налоговой милиции, поскольку у нее нет законных прав и определенных законом полномочий.

Однако, сам орган в установленном порядке, в соответствии с законом, не ликвидирован, правопреемник его не определен, уголовные производства, дела и документы никому не переданы, подследственность преступлений, в частности, об уклонении от уплаты налогов, осталась за налоговой милицией, а новый орган не создан.

По словам некоторых чиновников, эта ситуация есть ничем иным, как технической ошибкой и не может влиять на такой важный вопрос как ликвидацию целой структуры правоохранительных органов. Путем выхода из этой ситуации является предоставление разъяснения о том, что это техническая ошибка и пункт 134 Закона № 1797-VIII должен вступить в силу вместе с соответствующим законом о создании финансовой полиции. Однако, здесь возникают сомнения относительно юридической силы такого документа. Или, как вариант, наконец принять закон о финансовой полицию.

 

Стоит отметить, что Государственная фискальная служба Украины обратилась в комитет Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики о внесении изменений в Закон № 1797-VIII. Из ответа профильного комитета следует, что налоговая милиция является легитимной и действует в правовом поле, выполняет функции, возложенные на нее законодательством, а ее деятельность регулируется соответствующими законодательными актами.

Несмотря на то, что де-юре налоговая милиция ликвидирована с 1 января этого года, соответствующий раздел с НК Украины не исключен, а под нормой содержится примечание, которое отсылает к норме Закона № 1797-VIII, которая и определяет порядок вступления в силу принятых изменений.

Несмотря на комичность ситуации, вопрос остается до сих пор нерешенным. Кроме того, возникает вопрос, в чем сложность внести изменения в Закон № 1797-VIII и исправить в соответствующем положении цифру «133» на «134», более того, в данный закон в марте этого года уже вносились изменения

Висновки статті

Итак, на сегодняшний день имеем коллизию в законодательстве о статусе налоговой милиции в Украине — де-юре — ликвидирована, де-факто — продолжает свою деятельность. В Едином государственном реестре судебных решений уже есть несколько постановлений следственных судей, в которых установлен факт отсутствия полномочий у следователей налоговой милиции. Следуя из этого, в случае обращения к вам налоговой милиции, можно игнорировать требования ее должностных лиц, ссылаясь на имеющуюся судебную практику, в которой суд фактически соглашается, что с 1 января 2017 года в следственных налоговой милиции отсутствуют полномочия. Вместе с тем, положительным остается то, что планы недобросовестных плательщиков о возможности неуплаты налогов и ведения теневого бизнеса все-таки не реализовались.

Задать вопрос/заказать услугу

  • facebook-olans
  • instagram-olans
  • youtube-olans

+38 (096) 460 92 98,
+38 (063) 518 17 52

info@olans.com.ua 

ул. Обсерваторная, 21 а,

Киев, 04053, Украина

WE MAKE YOUR AMBITIONS WORK

Olans Group © 2015-2019 Размещение материалов сайта на сторонних ресурсах разрешено только при наличии прямой ссылки на материал.