КИК, контролер, налоги, отчеты и штрафы

В середине января этого года ВРУ приняла Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» (далее – Закон), а 21 мая, спустя более чем четыре месяца после его принятия парламентом, Президент подписал Закон, и он вступил в силу на следующий день после его публикации, 23 мая 2020.

НО! Так как Закон вносит поправки во многие сферы Налогового Кодекса, разные его пункты вступают в силу в разное время: сразу после опубликования Закона, с 1 июля 2020 и с 1 января 2021.

Этот Закон содержит в себе огромный объем правок: есть как незначительные изменения, призванные дополнить или уточнить уже действующую норму, такие как дополнения дефиниций терминов в статье 14, так и совсем кардинально новые разделы, например, те, которые регулируют обязанности владельцев иностранных компаний. Именно последние пункты данного Закона вызвали споры в юридических и предпринимательских кругах еще в прошлом году, когда проект Закона только подали на рассмотрение. 

С полным списком правок и изменений можно ознакомиться в его опубликованной версии, мы же хотим разъяснить нашим клиентам, что этот Закон значит для них как для владельцев иностранных компаний и какие обязательства вводит. Поэтому сегодня рассмотрим лишь часть изменений, которые внес этот Закон, а именно те, которые касаются украинских владельцев иностранных компаний, освещают новые правила ведения бизнеса и вводят новые обязательства для предпринимателей.

До принятия этого Закона и внесений изменений в НКУ, основным обязательством бенефициара иностранной компании было уведомлять государство в налоговой декларации, получал ли он какую-то прибыль от владения долей в своей иностранной компании (и в какой юрисдикции находится эта компания), и если да, то уплатить с нее налоги. Сейчас же список обязательств для бенефициаров касаемо их иностранного бизнеса значительно расширился.

Нужно сказать, что эти изменения не были исключительной инициативой нашего законодателя, они были основаны на рекомендациях ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) для приведения национального законодательства в соответствие с международным. 

Итак, что же это за изменения и какие обязательства они возлагают на владельцев иностранных компаний?

Контролируемой иностранной компанией (далее – КИК) Закон признает любое юридическое лицо, зарегистрированное в другой стране или иностранной территории, которое находится под контролем резидента Украины.

Юридическим лицом в данном случае будет считаться любое предприятие или корпоративная организация, наделенная правом владеть активами, иметь права и обязанности, действовать независимо от учредителей или формы собственности. То есть речь про все акционерные общества, общества с ограниченной и неограниченной ответственностью и т.д. Любое предприятие, считающиеся в стране его регистрации юридическим лицом, контролирующий орган Украины будет считать КИК, если у нее есть украинские контролеры. 
ВАЖНО! Закон обращает особое внимание, что КИКом также будет считаться и организация, которая по законодательству зарегистрировавшей ее страны может и не быть юр. лицом, но владеет активами, имеет право осуществлять деятельность, направленную на получение прибыли, а также может распоряжаться этой полученной прибылью. Закон дает, но не ограничивает, список таких организаций: партнерства, трасты, фонды и тд.

То есть, рассчитывать на то, что, раз вы владелец партнерства, то эти изменения вас не коснуться, будет нельзя.

Контролирующее лицо – это физическое или юридическое лицо-резидент Украины, которое являются прямым или косвенным владельцем (контролером) КИК:

а) владея долей в размере больше 50%,

б) владея долей в размере больше 10%, при условии, что долями в КИК владеют несколько резидентов Украины, общий размер которых 50% или больше,

в) отдельно или вместе со связанными лицами резидентами Украины осуществляет фактический контроль над КИК или

г) управляет счетами, заключает сделки от имени компании или имеет доверенность на основные управленческие действия от имени компании скором более чем на 1 год, не являясь учредителем КИК. 

Под долей в КИК подразумеваются корпоративные права, которые дают контролеру право влияния на голосование в высшем органе управления компанией, на получение соответствующей своей доли части прибыли компании, блокирования решений, и/или на получение соответствующей части активов компании в случае ее ликвидации.
 

НО! При этом Закон подчеркивает, что не важно прямо или косвенно (через третьих лиц\номинальное соглашение\трастовую декларацию) контролирующее лицо владеет долей в КИК, это все равно будет считаться полноценным участием, независимо от юридического оформления такого воздействия.

Закон также дает перечень условий, при соблюдении которых учредитель не будет считаться контролирующим лицом. Кроме того, Закон не будет считать контролером КИК директора, любое другое должностное лицо, адвоката, аудитора и т.п., которые действует в интересах такой КИК. Если же такое лицо действует в интересах другого физ. лица, то такое физ. лицо и будет считаться контролером. 

Написати нам

    (pdf, doc, docx, rtf, ppt, pptx)

    Я ознайомився/лась та погоджуюсь з умовами Політики Конфіденційності Olans Group