ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ УМЕР ДИРЕКТОР, ОН ЖЕ — УЧРЕДИТЕЛЬ?

Не самая приятная тема для обсуждения, но, как быть, если такое произошло? У предприятия есть обязательства по оплатам, поставкам, необходимо сдавать отчетности и контролировать рабочий процесс. Назначить нового директора невозможно, так как нет кворума, а наследники вступят в наследство через 6 месяцев.

Во-первых, необходимо поднять документацию, а именно устав, приказы, доверенность  и разобраться, может на предприятии есть заместитель директора или другое лицо с правом подписи и полномочиями, которых будет достаточно до вступления наследников в наследство и проведению собрания для назначения на должность нового директора.

Примечание: если есть доверенность, выданная при жизни директора с правом подписи документов и срок по которой не истек, то представитель по доверенности может подписывать документы, несмотря на то, что директор умер. Действие доверенности не прекращается со смертью директора, так как доверенность выдана не от физического лица, а от имени общества — юридического лица. Действие этой доверенности прекращается с прекращением юридического лица (ст.248 ГКУ).

Во-вторых, изучите устав, поскольку если в уставе общества прописано, что наследники становятся участниками общества без решения собрания участников, Вам повезло. Но зачастую в уставах прописано, что Вы можете стать участником общества только по решению собрания Участников (эта же норма предусмотрена законодательством), в этом случае даже после получения свидетельства о праве наследования корпоративных прав, вы получаете всего права выплаты Вам доли в уставном капитале, но не становитесь участником общества. Решения собрания в связи с отсутствием кворума провести невозможно. Поэтому, даже после получения свидетельства о наследовании Вам все равно необходимо будет обращаться в суд.

Если Вы перебрали все имеющиеся документы на предприятии и понимаете, что подписанта у Вас нет, Вы можете обратиться к нотариусу для заключения договора об управлении наследством. Заключение такого договора предусмотрено ст. 1285 Гражданского Кодекса, в соответствии с которой –

 

«1. Если в составе наследства находится имущество, требующее содержания, ухода, совершения других фактических или юридических действий для поддержания его в надлежащем состоянии, нотариус, а в населенных пунктах, где нет нотариуса, — соответствующий орган местного самоуправления, в случае отсутствия наследников или исполнителя завещания заключают договор на управление наследством с другим лицом. 2. Лицо, которое управляет наследством, имеет право на совершение любых необходимых действий, направленных на сохранение наследства до появления наследников или до принятия наследства.»

В статье 1285 Гражданского Кодекса не конкретизировано, какое имущество требует управления, только указано, что это имущество должно входить в состав наследственной массы. В соответствии с Гражданским Кодексом Украины –

 

«Объектами гражданских отношений являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, прочее имущество, которое может свободно отчуждаться или переходить от одного лица другому в порядке правопреемства или наследования или иным образом, если они не изъяты из гражданского оборота, или не ограничены в обороте, или не являются неотъемлемыми от физического или юридического лиц.» . В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Украины, — «Имуществом как особым объектом считаются отдельная вещь, совокупность вещей, а также имущественные права и обязанности.»

Учитывая то, что право на участие в управлении имеет имущественный характер, поскольку осуществляется с целью получения прибыли, то и другие правомочия, охватываемых понятием «корпоративные права», также являются имущественными.».

На основании приведенных норм законодательства можно сделать вывод, что корпоративные права являются имуществом.

При этом рекомендую Вам соблюсти следующий порядок: сначала заключить договор об управлении наследством, а за несколько дней до истечения 6-ти месячного срока подачи заявления о вступлении в наследство — подать заявления о вступлении в наследство. Таким образом, предприятие будет без управления всего несколько дней.

Если данный порядок не будет соблюден, то руководствуясь п.п.5 п.195 Инструкцией про порядок осуществления нотариальных действий, нотариус может отказать в заключении Договора управления, поскольку в соответствии у указанной нормой инструкции, договор заключенный до подачи заявления о вступлении в наследство теряет силу, а нотариус должен проинформировать наследников о наличии такого договора. (п.п.5 ст. 195 В случае поступления к нотариусу по месту открытия наследства заявления наследников о принятии наследства, об отказе от наследства в пользу других наследников, о принятии мер к охране наследственного имущества и т.п. нотариус сообщает лицо, с которым заключен договор на управление наследством, о прекращении действия договора.)

Но, считаю, такой отказ большинства нотариусов не законен, поскольку:

  • во-первых: право заключения Договора управления предусмотрено Законом, и никакая Инструкция не может отменить положения Закона;

  • во-вторых: сама инструкция не запрещает заключение подобного договора после подачи заявления на наследство, она лишь обязывает нотариуса проинформировать назначенного им управляющего что, появились наследники, и поэтому договор /заключённых до их появления/ считается прекратившим действие. Думою что эта норма Закона предусмотрена с целью защиты прав наследников, для того что бы наследники сами выбрали управляющего которому они больше доверяют, а не были вынуждены терпеть того которого им навязал нотариус.

Пусть Вы, Ваши директора и учредители будут здоровы!)

Задати питання/Замовити послугу?

  • facebook-olans
  • instagram-olans
  • youtube-olans

+38 (096) 460 92 98,
+38 (063) 518 17 52

info@olans.com.ua 

ул. Обсерваторная, 21 а,

Киев, 04053, Украина

WE MAKE YOUR AMBITIONS WORK

Olans Group © 2015-2019 Размещение материалов сайта на сторонних ресурсах разрешено только при наличии прямой ссылки на материал.